Обновленное место. Концертный зал, коворкинг и кафе в культурном центре «Сайдаш» на Ершова

В Казани продолжается программа реновации домов культуры. В середине декабря после двухлетней реконструкции открылся культурный центр «Сайдаш». Он стал третьим обновленным по программе объектом после КЦ «Московский» и Дворца культуры им. Ленина. «Инде» побывал в «Сайдаше» и рассказывает, кто воссоздал витраж на фасаде здания, как устроена акустика в новом концертном зале и какие планы у руководства центра.

Здание культурного центра построили в 1972 году (так указывает табличка на входе; по некоторым данным, объект сдали уже в 1971-м) по проекту архитектора Зиннурова и инженера Щербакова из Татаргражданпроекта. Работы вел стройтрест № 2 Главтатстроя.

В советское время и первое десятилетие после распада СССР объект называли Дворцом строителей. К 100-летию композитора Салиха Сайдашева, в 2000 году, его переименовали в культурный центр «Сайдаш».

В советские годы Дворец строителей гордился большим количеством творческих коллективов казанских предприятий, рассказывает директор «Сайдаша» Артур Мингазов (заслуженный артист Татарстана, основатель группы «Казан егетлэре». — Прим. «Инде»), который пришел на эту позицию два года назад после работы в сельском ДК «Вознесение». В нулевые, помимо секций и кружков, пространство здания частично занимали ярмарка шуб и караоке-клуб.

Капитальный ремонт, стартовавший весной 2018-го, — первый за почти 50-летнюю историю здания. По данным пресс-службы Главинвестстроя РТ, на работы выделили 485,6 миллиона рублей. Рабочие усилили фундамент, восстановили кирпичную часть здания, провели гидроизоляцию, утеплили наружные несущие стены, отремонтировали мягкую кровлю, оконные проемы и входные группы. После открытия в декабре «Сайдаш» позиционирует себя исключительно как культурное учреждение.

Очень продолжительное время взрослые и дети, посещающие кружки и клубы по интересам в «Сайдаше», делили обветшалое здание с выставками верхней одежды и ломбардом. А культурная жизнь здесь была богатая — люди абсолютно всех возрастов находили интересные для себя программы. Поэтому, разумеется, главной задачей для нас было создание качественного современного пространства, удобного для всех пользователей и гостей.

Стиль, лежащий в основе проекта, — это эклектика, сочетание функционализма и стиля баухаус с элементами неоклассики. Четкие графичные линии, чистые акцентные цвета придают интерьеру строгость и лаконичность. Также для нас была важна история здания, поэтому центральное место в интерьере занимают всем известный витраж Виктора Федорова, отреставрированное мозаичное панно Рустема Кильдибекова, декоративная колонна с фигурной облицовкой из чеканного металла. Фасады точно повторяют существовавший рисунок, но теперь он выполнен из крупноформатной керамогранитной плитки и композитных панелей.

У всех подобных проектов всегда одна сложность — вместить новые функции в старый объем. Современные нормы обеспечения комфортного и безопасного пребывания людей в здании диктуют совершенно иные объемы инженерных коммуникаций. «Подружить» между собой высокотехнологичную начинку с интерьером в ограниченном пространстве — вот главная сложность.

Структуру здания оставили прежней. Визит в «Сайдаш» начинается с просторного главного вестибюля со столом информации и гардероба, который увеличили во время ремонта. В холле расставили живые растения и мягкие пуфы со столиками и USB- разъемами для подзарядки гаджетов. Рядом находится кафе (его оператором стал департамент питания Казани).

На первом этаже оборудовали помещение для библиотеки, работающей с 1968 года. Сейчас в ней 10 тысяч изданий — детская и художественная литература, книги по педагогике, психологии, истории, культуре, краеведению. Для читателей сделали два компьютерных места с доступом к интернету, поставили общий стол на восемь человек и два мягких кресла с высокими спинками. Напротив библиотеки — бесплатный коворкинг на 12 мест с копицентром. Они заняли место бывшего кабинета директора и приемной.

Холл

В холле первого этажа с панорамными окнами и мягкими пуфами организовали пространство для маломобильных людей. С 2018 года на базе «Сайдаша» работает студия настольных спортивных игр, которые рассчитаны как на людей с инвалидностью, так и без нее. В планах руководства центра — запустить напольный керлинг. Из этого же холла можно попасть во внутренний двор, в котором в теплое время года собираются проводить мероприятия.

Холл

Аналогичные холлы на двух верхних этажах занимают выставочный и хореографический залы. Из помещения за витражом на главном фасаде создали новое пространство — для камерных концертов. Большие залы на втором этаже получили названия «Танцевальный» и «Многофункциональный». Танцевальный площадью 200 квадратов оборудовали из прежнего спортзала, параметры которого не позволяли профессионально заниматься волейболом и баскетболом. Многофункциональный зал способен трансформироваться и служить площадкой как для занятий современной хореографией (здесь репетирует многократный номинант «Золотой маски» камерный балет «Пантера»), так и для проведения конференций.

Благодаря реконструкции в центре появились студии звуко- и видеозаписи, оперная студия, душевые в раздевалках и комфортная среда для маломобильных людей: пандусами и скатами оборудовали первый этаж здания. По словам Артура Мингазова, лифты в здании не стали делать из-за дороговизны и строительных сложностей.

В культурном центре сохранили образцы советского монументального искусства — почистили металлическую чеканку с национальными узорами художников Киселева и Ефремова, восстановили мозаичное панно Рустема Кильдибекова «Райские птицы» и воссоздали паяный витраж «Дарить города» Виктора Федорова на фасаде здания. 12 специалистов нашей мастерской трудились над витражом около года. Для меня эта работа была делом чести. Я давно ходил в «Сайдаш», видел, как разрушается витраж, и предлагал еще прошлому руководству что-то с этим сделать.

Состояние витража было очень плохим. Остекление фасада было нарушено, в огромные дыры попадали осадки. Во время осадков железный каркас ржавел, свинец (из него была сделана оплетка) вступал в реакцию. Все это текло и въедалось в поверхность витража. Вдобавок он был покрыт чуть ли не сантиметровым слоем пыли, мухами и паутиной.

Перед началом реконструкции я сделал 87 снимков витража, также мы нашли старые эскизы, по которым и воссоздавали работу. С началом ремонтных работ в «Сайдаше» мы аккуратно демонтировали старые витражи.

Оригинальное панно собирали из гладкого, цветного, не витражного стекла, которое выпускал Брянский завод светофильтров. Сначала мы рассчитывали поменять профиль  и восстановить стекла, но отмыть их было невозможно. Завод закрылся десять лет назад, и найти достаточное количество стекла, чтобы восполнить дыры, мы не смогли.

Восстанавливать витраж в прежнем виде не имело смысла. В советское время все панно собирали на свинце, а он, как выяснилось, вытягивается под воздействием солнечного света. Поэтому ровная поверхность витражей становится волнообразной, они разрушаются, особенно без должного ухода. В этом случае пришлось бы очень часто подправлять витражи. Тогда я предложил повторить рисунок один в один и собрать новый витраж на латунном профиле. Латунь не течет — это жесткий конструкционный материал.

Мы разложили на столе сохранившиеся витражи, постукивали их молоточками, выравнивали, затем накрывали листом стекла, дорисовывали недостающие фрагменты и там же собирали новую работу, чтобы добиться полного соответствия.

Для нового витража купили американские, немецкие, чешские витражные стекла. Оригинальные материалы были гладкими и прозрачными, новые — рельефные. Они берут на себя больше света и красиво переливаются на солнце. Готовый витраж мы упаковали внутрь стеклопакета: он находится между двумя закаленными шестимиллиметровыми стеклами. Этим решением мы убили сразу всех зайцев: получили теплые помещения, сделали безопасное остекление и витраж, за которым не нужно ухаживать. Теперь он будет стоять долго. Уцелевшие фрагменты старого витража хранятся в «Сайдаше».

Особая гордость обновленного «Сайдаша» — зрительный зал, в котором можно проводить концерты как оперной, так и эстрадной музыки. После ремонта количество посадочных мест сократилось с 630 до 502, зато вырос шаг кресел. Стены и потолок обшили панелями не только для эстетики: так добивались правильной живой акустики помещения. Параметры сцены остались прежними, но появились новая техника и восьмиметровый экран.

Установкой звукового оборудования занималась инженерная компания «Гелла», более 20 лет работающая над проектами в области реконструкции залов в России и за рубежом. В портфолио специалистов — работы в Большом театре, Московской консерватории, Мариинском и Александринском театрах, Государственном Кремлевском дворце.

По словам исполнительного директора компании Дениса Медведева, работы шли по двум направлениям. Классическую архитектурную акустику рассчитывали, чтобы придать залу «звонкость», распространить естественный звук на все зрительские места.

Электроакустика должна была расширить жанровый диапазон, позволить впустить эстрадных, народных исполнителей, музыкальный театр.

С самого начала проектных работ было ясно, что изначальная геометрия «недотягивает». Зал слишком длинный по оперным представлениям, не имеет достаточного количества полноценных элементов, способных «добросить» звук в партер.

Опыт инновационной реконструкции Московского Дома музыки позволил выдвинуть идею реализации самого нового технологического решения — виртуальной акустики. Она объединяет IT-технологии и фундаментальные физические модели, реализация которых стала возможной только в последние годы с развитием очень мощных специализированных расчетных машин. Такая система позволяет расширить диапазон акустических характеристик зала за пределы возможностей классической строительной акустики и даже переключать на лету профили, адаптируя пространство под соответствующий перформанс.

Более 60 независимых активных громкоговорителей компании Meyer Sound находятся в зале, на сцене и в зале размещены 16 микрофонов. Обработкой математической модели для них занимаются специализированные процессорные блоки. Система воспроизводит в реальном времени отражения от стен и потолка с учетом громкости и направления источника звука. Учитываются свойства отражающих и поглощающих материалов, направление рассеивания звука и даже параметры воздуха в помещении.

Сейчас система накапливает статистику с учетом разных жанров, зрителей в зале, расположения исполнителей. Эти параметры позволят корректировать распространение звука и улучшать характеристики зала со временем. Зал в «Сайдаше» — второй концертный зал в России с подобной системой после Московского Дома музыки и единственный в Татарстане.

— Потребность горожан в культурном центре возрастает с каждым днем, — говорит Мингазов. — До ремонта сюда приходили 600 человек в неделю, сейчас уже 2000, из которых 500 человек — «золотое» поколение, остальные — дети и подростки. К концу 2019 года в «Сайдаше» было 38 клубов, сегодня же — более 50 Люди видят, что здесь красиво, модно, и даже ведут себя по-другому: обстановка очень влияет.

В ближайших планах культурного центра — увеличить посещаемость до 5000 человек в неделю, запустить цирковую студию, клуб раннего развития, шахматный клуб, группу продленного дня, студии уличных танцев и современного танца.